secureinf.jpg

Логотип

Поиск

64tPfqHpmvM

 

горячая линия

«Горячая линия» организована на базе ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» в целях оказания помощи в урегулировании споров, разногласий и конфликтных ситуаций в ОО.

Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами на основе использования медиативного воспитательного подходов можно получить в рабочие дни с 9-00 до 18-00 по телефону: 8-800-222-34-17

Горячая линия

 Всероссийский телефон доверия для детей 8-800-200-01

 ГБУ Ростовской области центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

 8 (863) 264-17-92

 МБУ ДО ГДДТ г.Шахты СП ЦППС

 8 (8636) 22-34-52

 -------------------------------------

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ростовской области 

Княжева Татьяна Ивановна,   факс (863) 280-06-11

-------------------------------------

 

Комиссии по противодействию коррупции

областного правительства,  тел. 8-(863)-240-72-36

-------------------------------------

 «Горячая линии ДО по противодействию коррупции»

 тел. 22-48-10

------------------------------------

 

Всероссийский телефон доверия для детей 8-800-200-01

 

ГБУ Ростовской области центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

 

  • 8 (863) 264-17-92
  • 8 (863) 264-17-92

 

МБУ ДО ГДДТ г.Шахты СП ЦППС

8 (8636) 22-34-52

Пояснительная записка

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Психология» для учащихся 1 классов разработана на основе практического пособия для психологов и учителей начальных классов по адаптации первоклассников О.В.Хохлаевой «Тропинка к своему Я», издательство «Генезис»,2008г.в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ начального общего образования (ФГОС), утвержденным Минобразования и науки РФ 6 октября2009 года и учебным планом образовательного учреждения.
Цель: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в прогимназическом классе.
Задачи
Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Создание ситуации эмоционального приятия членов группы.
Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирование коммуникативных умений.
Активизирование процессов самопознания и самораскрытие членов группы.
Структура занятий
По своей структуре каждое занятие построено с учетом особенностей работы с младшими школьниками, специфики программы. Занятия поделены на пять этапов:
1. Приветствие
Цель: обозначить начало занятия, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подчеркнуть безопасность, обеспечить комфортное вхождение в группу для каждого участника.
2. Введение в тему
Цель: настройка на совместную работу, эмоциональное включение детей в тему занятия, содействие развитию воображения.
3. Основная часть
Цель: научить детей понимать свое собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и чувства других людей.
4. Завершение занятия
Цель: снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций; подведение итогов.
5. Прощание
Цель: обозначить конец занятия, эмоциональная поддержка детей, умение расставаться.
Методы и средства результативности программы
Наблюдение и обратная связь от родителей и педагогов об эмоционально-поведенческих изменениях ребенка.
Методы работы
Ролевая игра. Функции:
Выход запрещенных или социально не одобряемых побуждений
Обращение обычных ролей. Через драматическую игру ребенок пытается расширить свое Я, сломать ригидные и телесные пределы, которые обстоятельства ставят ему.
Разрешение в игре своих проблем.
Выражение подавленных потребностей.

Рисуночные методы. Арт-терапия.
Использование визуального канала коммуникации имеет целый ряд достоинств: рисунок помогает оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы и способствовать выражению подавленных чувств. Изобразительная деятельность позволяет обходить «цензуру сознания», то есть представляет уникальную возможность для выражения и актуализации спящих идей и состояний, тех социальных идей и состояний, которые слабо проявлены в повседневной жизни. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для детей младшего школьного возраста, так как дети данного возраста еще затрудняются в словесном описании своих переживаний. Символическая речь позволяет по-новому
позволяет взглянуть на ситуацию и благодаря этому найти путь к их решению.
Элементы сказкотерапии
Сказки являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного и по своей ценности превосходят любую другую форму донесения информации. В сказках типы разных людей предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому образы героев позволяют осмысливать собственные переживания и процессы, происходящие в обществе.
Групповое обсуждение
Дети учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции.
Когнитивные методы
Помогают освободить мышление от иррационных убеждений, которые вызывает эмоциональную боль. В основе когнитивного метода лежит информационный метод. Для решения жизненных ситуаций, этот метод позволяет действовать не импульсивно, не принимать скоропалительных выводов, а привлекать собственные умственные
возможности.
Интерактивные методы и разминки
Игры имеют целью налаживание коммуникаций, адекватное ситуации выражение агрессии и позитивных эмоций. Доверие, формирование позитивной самооценки, межличностное взаимодействие, спонтанное мышление…Подобные игры необходимы для улучшения взаимодействия между всеми членами группы, поднятия уровня активности группы.
Основные компоненты работы
Психологический - коррекция психологических потребностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Работа с чувствами вины, страха, формированием ответственности, принятием конструктивных решений.
Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
Социальный – помощь в социальной адаптации ребенка.
К концу обучения учащиеся получат возможность:

Личностные Метапредметные Предметные
Знать – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. осознавать собственную полезность и ценность;
- основные способы психологического взаимодействия между людьми;
- приемы повышения собственной самооценки;
- осознание своего места в мире и обществе;
Уметь - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
- налаживать контакт с людьми;
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- находить свое место в школьной жизни;
работать в группе, в коллективе.
-получать удовольствие от процесса познания
-преодолевать возникающие в школе трудности
- психологически справляться с неудачами;
-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;
-взаимодействовать с учителем и свертниками;
- адекватно анализировать собственные проблемы;
Применять - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;
- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;
- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;
- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Следует отметить, что в настоящее время необходимо помогать каждому ребенку в успешной адаптации к обучению в школе. Т.е. необходима помощь в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.
Итогом работы по данной программе является приобретение ребенком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Календарно - тематический план

№ Наименование разделов и тем Основное содержание Всего часов Примечание
I Раздел1 Я – школьник
1.1 Знакомство
 
 
 
 
 
  1. Приветствие «Ласковое имя»
2. Упражнение «Если он медведь, назови его ласково»
3. Упражнение «Я мама - зайчиха»
4.  Упражнение «У медведя во бору»
5 Упражнение «Ожерелье»
6.   Упражнение «Тихий час для мышат»
7. Прощание  
 
1
 
 
 
 
 
 
1.2 Как зовут ребят моего класса. Ролевая гимнастика.
-Мое имя.
-Имя начинается с буквы.
-Имя соседа.
-Я солнышко.
-Нарисуем имя мамы.

1
1.3 Зачем мне нужно ходить в школу. - Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Закончи предложения»
- Игра «Какой урок важнее?»
- Работа со сказкой
- Рисунок «Я в школе»
- Рефлексия занятия.
1
1.4 Я в школе. - Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Сколько в моем классе,..?»
- Какого цвета?
- Буратино хочет в школу.
- Буратино хочет к нам в гости.
- Буратино проголодался.
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
1
1.5 Мой класс. - Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Сколько в моем классе...?
- Игра «Закончи предложения»
- Мы.
Вспомним хорошие поступки.
-Мы любим.
- Работа со сказкой
Рефлексия занятия
1
1.6 Какие ребята в моем классе. - Разминка. «Ролевая гимнастика»
-Кто умеет хорошо...
-Закончи предложение..
Тропинка к сердцу.
-Портрет моего друга.
-Работа со сказкой.
1
1.7 Мои друзья в классе. Разминка. «Ролевая гимнастика»
Закончи предложение.
Как можно помириться.
Да.
У кого самое лучшее зрение.
Работа со сказкой.
1
1.8 Мои успехи в школе. - Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Закончи предложения»
- Игра «Буратино забыл все слова»
- Игра «Мне помогли»
- Считалочка
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
1
1.9 Моя «учебная сила». - Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Сколько в моем классе...?
- Игра «Закончи предложения»
- Мы.
Вспомним хорошие поступки.
-Мы любим.
- Работа со сказкой
Рефлексия занятия 1
1.10 Как зовут ребят моего класса. - Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Закончи предложения»
- Игра «Буратино забыл все слова»
- Игра «Мне помогли»
- Считалочка
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия 1
II Раздел 2 Мои чувства
2.1 Узнаю чувство по лицу Приветствие «Части тела»
Упражнение «В магазине»
Упражнение «Кто пришел к нам в гости»
Упражнение «Что подарили гости»
Упражнение «Каравай»
Упражнение «Семья собачек»
Упражнение «Мягкий мишка, твердый солдатик»
Игра «Дотронься до…»
Упражнение «Тихий час для мышат»
Прощание 1
2.2 Узнаю чувство по походке Приветствие «Части тела»
Упражнение «Карандашик - кисточка»
Упражнение «Я иду на день рождения»
Упражнение «Вот так»
Упражнение «Подарок» (коллективный рисунок)
Упражнение «Тихий час для мышат»
Прощание 1
2.3 Забота Приветствие «Части тела»
Упражнение «Превратились-кошечки-радость»
Упражнение «Игрушечный магазин»
Упражнение «Поехали - поехали»
Упражнение «Маша упала»
Упражнение «Встану я утром…»
Упражнение «Ожерелье»
Упражнение «Листочек»
Прощание 1
2.4 Радость - любовь Приветствие «Пальцы-мышки»
Игра «Дуйся, дуйся пузырь»
Упражнение «Повторяй за мной»
Упражнение «Кто как радуется»
Упражнение «У кого больше любимок»
Упражнение «Покажу, как люблю»
Игра «Дотронься до…»
Упражнение «Листочек»
Прощание 1
2.5 Кто как обижается Приветствие «Пальцы - зайцы»
Упражнение «Мы - солдаты»
Упражнение «Кто как обижается»
Упражнение «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку»
Упражнение «Кто медленнее»
Упражнение «Ожерелье»
Упражнение «Тихий час для мышат»
Прощание 1
2.6 Пожалей Приветствие «Пальцы - медведи»
Упражнение «Паровозик едет на полянку»
Упражнение «Цветы на полянке»
Упражнение «Хоровод»
Упражнение «Самолетики»
Коллективное рисование «Ладошки»
Упражнение «Тихий час для мышат»
Прощание 1
2.7 Поссорились- помирились Приветствие «Улыбка»
Упражнение «Добрые - злые»
Упражнение «Пальцы- звери добрые, пальцы – звери злые»
Упражнение «Звери поссорились»
Упражнение «Кто больше знает мирилок»
Упражнение «Утро - вечер»
Упражнение «Тихий час для мышат»
Прощание 1
2.8 Разозлился-поссорился Приветствие «Улыбка»
Упражнение «Превратились»
Упражнение «Большие-маленькие»
Упражнение «Смелый-трусливый»
Упражнение «Если «да» - потопай, если «нет»- похлопай»
Пальчиковый этюд: поссорились-помирились
Упражнение «Ожерелье»
Упражнение «Тихий час для мышат» 1
2.9 Помирились все Приветствие «Части тела»
Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
Игра «Дуйся, дуйся пузырь»
Упражнение «Моем окна»
Упражнение «Покажи голосом»
Упражнение «Ну-ка игрушки поменяйтесь местами»
Упражнение «Дай мне игрушку»
Упражнение «Самолет летит, самолет отдыхает»
Пальчиковый этюд: Саша напугал Дашу
Упражнение «Танец мира»
Упражнение «Листочек» 1
2.10 Природа умеет чувствовать Приветствие «Ветерок»
Упражнение «Чувство замри»
Упражнение «Имя шепчет ветерок»
Упражнение «Ветер, ветерок, ураган»
Упражнение «Приласкай ветерок»
Упражнение «Чувства в природе»
Игра «Дотронься до…»
Упражнение «Листочек» 1
2.11 Может ли плакать природа Приветствие «Улыбка»
Упражнение «Ласковое имя»
Упражнение «Что чувствует природа»
Упражнение «Капелька, льдинка, снежинка»
Упражнение «Когда природа плачет»
Упражнение «Обиженный кустик»
Упражнение «Птенец в яйце»
Игра «Идет медведь, бежит лисичка»
Упражнение «Листочек» 1
2.12 Радуюсь вместе с природой Приветствие «Ласково шепчет ветерок»
Упражнение «Что чувствует природа»
Упражнение «Капелька-ветер, ветерок, ураган»
Упражнение «Громко, тихо, средне»
Упражнение «Волшебный мешочек»
Упражнение «Походить как»
Упражнение «Танец радости»
Упражнение «Тихий час для мышат» 1
2.13 Вот такие мы разные Приветствие «Ласковый шепот»
Игра «Ладошка-шарик»
Упражнение «Мишка ночью и днем»
Игра «Идет медведь, бежит лисичка»
Упражнение «У медведя во бору»
Упражнение «Ожерелье»
Упражнение «Тихий час для мышат» 1
2.14

2.15 Я расту, я изменяюсь Приветствие
Упражнение «Я-маленький, я-большой»
Упражнение «Я расту»
Упражнение «Интервью»
Упражнение «Вежливые слова»
Упражнение «Ожерелье»
Упражнение «Ручеек радости»
Прощание
 
 
Приветствие
Упражнение «Мысленная картинка» (под музыку)
Упражнение «Умел, умею, буду уметь»
Упражнение «Линия времени»
Упражнение «Театр»(инсценировка стих. Мошковской Э. «Нос умойся»)
Упражнение «Ожерелье»
Упражнение «Ручеек радости»  
 
 
 
 
 
2
2.16 Какие девочки - какие мальчики Приветствие
Упражнение «Мысленная картинка» (под музыку)
Упражнение «Какие девочки - какие мальчики»
Упражнение «Что любят мальчики, что любят девочки»
Упражнение «Кто кого обидел»
Упражнение «Отгадай»
Упражнение «Болото»
Упражнение «Ручеек радости» 1
2.17 Кто такой хозяин своих чувств? Приветствие
Упражнение «Мысленная картинка» (под музыку)
Упражнение «Собачка хочет, чтобы ее приласкали»
Упражнение «Хозяин своих чувств»
Упражнение «Стоп, кулак»
Упражнение «Танцы для пальцев»
Упражнение «Театр»(инсценировка стих. С. Я. Маршака «Два маленьких
котенка»)
Упражнение «Ручеек радости» 1
2.18 Я учусь не обижать других Приветствие
Упражнение «Мысленная картинка» (на тему обида)
Упражнение «Стоп кулак»
Упражнение «Обзывалки стоп!»
Упражнение «Акулы-рыбки»
Упражнение «Театр»(инсценировка стих. В.Семерина «Страшный зверь»)
Упражнение «Ручеек радости» 1
2.19 Я учусь не обижаться Приветствие
Упражнение «Мысленная картинка» (обида)
Упражнение «Хозяин своих чувств»
Упражнение «Какими чувствами нужно уметь управлять»
Упражнение «Обида, стоп!»
Упражнение «Волк-волчишко, пусти переночевать»
Упражнение «Театр» (инсценировка стих. Мошковской Э. «Лежебока»)
Упражнение «Ручеек радости» 1
2.20 Ты обиду не держи, поскорее
 расскажи Приветствие
Упражнение «Мысленная картинка»
(ты обиделся)
Работа со сказкой (Cказка о лисенке, который обиделся)
Упражнение «Чтоб не обижаться, надо расслабляться»
Упражнение «Театр» (инсценировка стих.» Котауси и Мауси»)
Упражнение «Ожерелье»
Упражнение «Ручеек радости» 1
2.21 Злость Приветствие
Упражнение «Мысленная картинка»(что- то очень злое)
Упражнение «Злая черная рука»
Упражнение «Как злую черную руку превратить в белую»
Работа со сказкой(как злость Танечку и Ванечку в плен поймала)
Упражнение «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку»
Упражнение «Театр»(инсценировка стих. М. Бородицкой «Убежало молоко»)
Упражнение «Ручеек радости» 1
2.22 Как победить злость Приветствие
Упражнение «Мысленная картинка»(что-то очень доброе)
Упражнение «Подыши как…»
Обсуждение «Как победить гнев, злость»
Игра «Мусорное ведро»
Игра «Бумажный дождь»
Упражнение «Ожерелье»
Упражнение «Ручеек радости»
Прощание 1
2.23 Какие чувства мешают дружить Приветствие
Упражнение «Вспомним чувства»
Упражнение «Какие чувства мешают дружить»
Упражнение «Сердитый мальчик-веселая девочка»
Упражнение «Цветок дружбы»
Упражнение «Коровы, собаки, кошки»
Упражнение «Ожерелье»
Упражнение «Ручеек радости»
Прощание 1
2.24 Дружба Приветствие
Упражнение «Мысленная картинка»(Дружба)
Работа со сказкой (Особенное растение)
Упражнение «Подари подарок другу»
Упражнение «Ожерелье»
Упражнение «Ручеек радости»
Прощание 1
Итого34 часа


Тематическое планирование


п./п Наименование разделов и тем Всего часов Примечание
I. Я – школьник
10
II. Мои чувства
24
Итого34 часа

Поурочное планирование

№ Тема урока Дата Примечание
Знакомство
Как зовут ребят моего класса.
Зачем мне нужно ходить в школу.
Я в школе.
Мой класс.
Какие ребята в моем классе.
Мои друзья в классе.
Мои успехи в школе.
Моя «учебная сила».
Как зовут ребят моего класса.
Узнаю чувство по лицу
Узнаю чувство по походке
Забота
Радость - любовь
Кто как обижается
Пожалей
Поссорились- помирились
Разозлился-поссорился
Помирились все
Природа умеет чувствовать
Может ли плакать природа
Радуюсь вместе с природой
Вот такие мы разные
Я расту, я изменяюсь

Какие девочки - какие мальчики
Кто такой хозяин своих чувств?
Я учусь не обижать других
Я учусь не обижаться
Ты обиду не держи, поскорее
расскажи
Злость
Как победить злость
Какие чувства мешают дружить
Дружба
Итого34 часа

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 344с.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2009.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М., 2008.

Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 2005.

Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 2007.

Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2, 2004. – 456с.

приложение 1

ОНФ

Полезные ссылки

img3890

Официальный интернет-портал правовой информации

 Официальный сайт Минобразования РФ

http://mon.gov.ru

Сайт департамента образования г.Шахты:

 http://shakhty-edu.ru

Федеральный портал Российское образование

 http://www.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru

Единая коллекция цифр. образовательных ресурсов

http://school.colletion.edu.ru

Федеральный центр образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

 

 

ege-2018-1

Ткаченко Виктория Анатольевна

заместитель директора ДО г.Шахты,

муниципальный координатор ГИА,

каб.№29, тел. 8(8636)22-40-43

Фролова Диана Александровна,

зам. директора по УВР,

ответственная за подготовку

и проведение ГИА,

тел. 8(8636)22-91-83

телефон доверия ЕГЭ

+7(495)104-68-38

http://nav-gia.obrnadzor.gov.ru/

http://shakhty-edu.ru

http://ege.edu.ru/ru

http://www.fipi.ru/

http://4ege.ru/

Список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи

 408f94eb0439259aa776ffd92b9e8a68 300 199 cropped

Main Page Contacts Search